И все-таки широкое применение бумажные обои нашли намного позже, основными же материалами для отделки стен в то время являлись кожа и ткань. Обои из любого материала были предметом роскоши и говорили о высоком социальном статусе владельцев домов с обоями. Часто обоями оформлялись лишь парадные помещения. Обои из драгоценной шелковой пряжи со сложными композициями были возможны только в домах вельмож, дворяне с меньшим достатком довольствовались расписным холстом. Многие другие состоятельные европейцы заказывали художникам изготовление раскрашенной бумаги для оклейки стен. Но говорить о полноценных обоях до изобретения печатного процесса не приходится. В 1599 году во Франции была образована гильдия "обойщиков", но в то время ими производились куски только небольшого размера. В 1675 году Жан Папильон, французский гравер, изобрел способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, что сильно ускорило развитие обойного дела. С XVIII века, благодаря прекрасным методам производства, стала широко известна продукция Лондонских цехов. В XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы большой популярностью пользовались так называемые фальшивые шелка. Изготавливали их так: на грунтованную поверхность бумаги насыпали обрезки шелковых нитей, грунт высыхал, шелк приклеивался. Создавалась полная иллюзия ткани. Кстати, подобными обоями был украшен и Лувр - езиденция французских королей, и замок герцога Армана-Жана дю Плесси, кардинала де Ришелье. Расцвет моды на бумажные обои приходится на вторую половину XVIII века.
В России предпочтение "бумажкам" отдавали в Москве, что объяснялось особой московской модой на сравнительно недорогие имитационные материалы в отделке частных особняков и усадеб. В те времена обои клеили не прямо на стены или бумажный подслой, как в наши дни, а только на холст, натянутый на деревянный подрамник, который и прикрепляли к стене. Таким образом, по обе стороны обоев был воздух. Дорогие обои медленнее сырели, меньше деформировались и выцветали. К тому же при генеральной уборке их можно было снять почистить и, если нужно, заменить холст. Первое время рисунки обоев подражали фактуре штукатурки, кирпича или имитировали отдельные архитектурные детали. Но с течением времени проявлялись и их специфические свойства и преимущества. К примеру, обои часто имитировали фактуру и рисунок различных тканей. Рисунки и тканых, и бумажных обоев всегда подчинялись моде. В XVIII веке это могли быть аллегорические сюжеты, пейзажи, изображения пастушек и пастушков, жанровые сцены, китайские пейзажи или мелкие цветочные узоры, имитации под мрамор, малахит, лазурит. В "Викторианскую эпоху" все больше развиваются методы машинной многоцветной печати, что влечет за собой дальнейшее удешевление обоев и рост их популярности. Обои приходят, практически, в каждый дом. Создание обоев было своеобразным женским рукоделием. Дамы сами рисовали или вырезали по контуру отдельные детали, создавая истинные шедевры. С воцарением эпохи модернизма обои впали в "немилость", но длилось это до начала 20-х годов XX века, после чего наступило новое "возрождение" обоев. |